Проектная работа в рамках дисциплины «Управление организацией»

Касперук Александр Анатольевич, доцент кафедры бизнес-коммуникаций, делится опытом организации проектной работы для студентов специальности «Управление информационными ресурсами.

Рассмотрим пример реализации проектной работы в подгруппах при изучении курса «Управление организацией». Участники проектной работы – студенты 3-го курса специальности «Управление информационными ресурсами».

Постановка задачи

Основная цель данной деятельности: исследование современных форм управления компаниями.

В качестве заданий группового проекта предлагалось:

  1. Провести анализ организационной структуры предприятия. Представить предложения по реорганизации. Обобщить опыт ведущих компаний.
  2. Разработать органиграмму и профессиограмму конкретной должности. Обосновать требования к профессиональному отбору на конкретную должность.
  3. Провести в соответствии с избранными методиками тестирование претендентов. Осуществить необходимые мероприятия для ранжирования претендентов перед собеседованием при трудоустройстве.
  4. Изучить мотивационный профиль компании. Обосновать необходимость применения тех или иных методик. Составить групповой и индивидуальный профиль.
  5. Разработать план развития компании (ведущего структурного подразделения организации), а также мероприятия персонального развития каждого сотрудника.
  6. Представить рекомендации и предложения по совершенствованию существующей системы оплаты труда.

Выполнение задания осуществлялось в два временных этапа:

  • подготовительный: февраль-март;
  • активный: апрель-май.

На подготовительном этапе каждый студент самостоятельно из списка 70 мировых бестселлеров, включающего таких авторов как Стивен Кови, Джеффри Лайкер, Нассим Николас Талеб, Кеничи Омае, Ричард Брэнсон, Ли Болмэн и др., выбирал один первоисточник и готовил обобщающую презентацию о содержании работы, а также личном выводе.

Пример лучшей работы «Великие по собственному выбору»,

выполнила Назарович Алина.

После прочтения книги Джима Коллинза и Мортена Хансена «Великие по собственному выбору я выяснила, почему некоторые компании процветают в условиях нестабильности, а другие – нет. Изучая результаты исследования, описанные в данной книге, я узнала, какими управленческими концепциями пользуются руководители лидирующих американских компаний при принятии решений различного масштаба в рискованных ситуациях. Я считаю, что данное исследование является достаточно обоснованным и рациональным, а его результаты будут актуальны, пока понимание формирования бизнеса не сможет измениться достаточно глобально, в связи с высоким ростом развития информационных технологий. Данную книгу я рекомендую для прочтения студентам, изучающим управленческие дисциплины, а также руководителям среднего и высшего звена предприятий любых сфер деятельности.

Далее подготовительная работа предусматривала самостоятельный выбор студентами в качестве объекта исследования лучшего, по их мнению, предприятия, на котором успешно применяются современные формы управления. Необходимо отметить, что первоначально, в качестве критериев отбора предприятий брались «маркетинговые клише», где в терминологии до сих пор используют штампы типа – «гарантии на своевременную оплату» вместо «современная система оплаты труда». По итогам голосования, ранжирования аргументов и возможности в открытых источниках ознакомиться с результатами и итогами экономической деятельности предприятий были выбраны в качестве объекта и платформы исследований кампании «Intel» и «Samsung». В качестве предмета исследования – должность «менеджер по инновациям».

Пока студенты определялись с базой проекта, не менее трудную задачу приходилось решать при формировании 6 команд в каждой учебной группе, так как итоги и результаты первой команды становились основой для работы второй и т.д., а при наличии собственных аргументов и доводов либо дополнялись, либо конструктивно изменялись. Кроме этого для формирования групп в течение февраля-марта студенты выполнили онлайн-тесты по определению кодов лидера PAEI по методике И.Адизеса и командных ролей по методике М.Белбина. Однако решающим фактором комплектования групп стало простое ранжирование результатов успеваемости студентов.

Для привнесения необходимого состязательного и игрового элемента на каждое задание проекта отбирались две независимые друг от друга подгруппы по два студента в каждой. В конечном итоге такое деление и подход способствовал более основательному и серьезному отношению к выполнению заданий, особенно у студентов, имеющих рейтинг успеваемости выше 7,8 баллов.

Активный период пришелся на апрель-май весеннего семестра, что было обусловлено фактором золотой середины семестра, когда текущий учебный процесс создает более благоприятные условия для творческой работы. В конце мая были подведены итоги и представлены результаты проектной работы.

Выводы и опыт

Инициатива и большая самостоятельность студентов привели к интересным выводам, навыкам и опыту, таким как:

  • электронная переписка с представительствами «Intel» и Samsung» в Российской Федерации;
  • участие в онлайн тестировании при приеме на работу в международную компанию;
  • отправка резюме в международные компании;
  • публикация научных статей о некоторых итогах реализации группового проекта в международных изданиях;
  • критическая оценка собственных достижений при сравнении с результатами других участников проекта;
  • оценка эффективности принимаемых управленческих решений;
  • ознакомление с результатами деятельности организаций;
  • определение роли лидеров и руководителей в организации бизнес-процессов компании;
  • знакомство с личной историей успеха мировых топ-руководителей.

Вместе с тем работа над групповым проектом выявила и ряд проблем, требующих своего решения. В их числе:

  • студенты просят не демонстрировать результаты тестирования мотивационного профиля, онлайн тестов при приеме на работу и т.д.;
  • часть студентов, пусть и небольшая, выступала в роли «статистов», и могла игнорировать обращения к ним участников других подгрупп;
  • в учебную программу по дисциплине необходимо вносить изменения по увеличению доли практических занятий с 12 до 24 часов.

Очень важным оказался заключительный этап – рефлексия, когда каждый студент определил для себя положительные и отрицательные моменты своей работы над проектом. Все отзывы в целом говорят о том, что данный проект не оставил никого равнодушным.

Подводя итоги можно отметить, что применение в ходе освоения учебной дисциплины заданий группового проекта позволяет направить взаимодействие студентов группы на совместное решение задач, помогает систематизировать мыслительные процессы, фокусирует активности и усилия по самоактуализации личности, повышает возможности для индивидуального самовыражения и группового творчества.

Ваш e-mail не будет опубликован.