Использование формата докладов конференций фонда TED для обучения студентов эффективным публичным выступлениям

Мацкевич Е.В.
МАЦКЕВИЧ ЕЛЕНА ВАДИМОВНА

Старший преподаватель кафедры международного бизнеса Института бизнеса БГУ

С ростом популярности Youtube стали более доступными для широкой публики и лекции конференций некоммерческого фонда Technology Entertainment Design – TED Talks. Целью конференций фонда является распространение уникальных и инновационных идей посредством лекций-выступлений выдающихся людей. За время существования фонда в конференциях участвовали ученые, писатели, Нобелевские лауреаты, бизнесмены, актеры, путешественники, выжившие в катастрофах и многие другие, кому есть, чем поделиться с миром. Доклады спикеров TED отличаются от других выступлений на конференциях своей экспрессией, ориентированностью на вовлеченность и отклик слушателей, акцентом на мотивацию и распространение знаний. Этому способствуют разработанные фондом стандарты подготовки докладов TED Speaker Guide, которые получает каждый будущий спикер вместе с приглашением поучаствовать в конференции. Данное руководство содержит описание семи шагов подготовки к докладу:

  1. Знакомство с форматом TED Talk, где поясняется, почему доклады строго ограничиваются во времени, и не могут быть дольше 18 минут (лимит времени, в течение которого возможно удержать внимание публики)
  2. Развитие идеи, где особое внимание уделяется вопросу новизны, способности генерировать интерес публики и содержания фактов, поддерживающих идею.
  3. Разработка сценария доклада, состоящего из заранее определенных этапов: захватить внимание публики примером или интригующей идеей, убедительно пояснить свою точку зрения, разъяснить область применения и преимущества применения идеи. Данный пункт также подробно разъясняет, что должно содержаться во введении к докладу, каким должен быть язык тела докладчика на протяжении всего выступления, как составить и преподнести заключение.
  4. Создание слайдов презентации, которые не являются обязательным требованием к докладам, и кроме того, не рекомендуется превращать TED Talk выступление в классическую презентацию с использованием текстовой информации на слайдах. Слайды TED Talk могут содержать фото, видео, графический материал, и призваны сопровождать доклад, а не быть его основой.
  5. Репетиция выступления с использованием таймера и проработкой языка тела.
  6. Непосредственно выступление на конференции: вдох, выдох, Вы к этому готовились.
  7. Наслаждайтесь успехом!

Студенты специальность бизнес-администрирование – это будущие менеджеры, способность которых к убедительным и мотивирующим выступлениям является чуть ли не основой профессии. Зачастую студентам трудно даются презентации заданий и проектов в рамках изучения различных дисциплин курса. Они мало заинтересованы в теме докладов, не имеют представления о докладе в целом, и выучили только свою часть, много читают с перегруженных текстовой информацией слайдов или собственных записей (телефонов), не способны ответить на вопросы после презентации, если это не касается их небольшого «кусочка» выступления. Поскольку публичные выступления, будь то перед советом директоров компаний или перед коллегами и подчиненными станут частью их повседневной жизни, научить их «проживать» свой доклад, быть уверенными, знающими и убедительными является одной из важнейших задач подготовки специалистов бизнес-администрирования.

С этой целью я решила, что одним из заданий на весенний семестр изучения дисциплины «Основы менеджмента и организационное поведение» (Introduction to management and organizational behaviour) должна стать подготовка парных докладов TED Talk по одной из изучаемых в курсе тем. Я слегка изменила формат классических выступлений TED Talk, распределив студентов по парам. Поскольку помимо основного навыка свободного, раскованного, уверенного и убедительного выступления хотела, чтобы они также научились работать в паре, слушать партнера по докладу, быть способными «подхватить» выступление, если один из пары потерял нить  доклада, делить и нести ответственность друг за друга и за конечный результат.

Задание было выдано студентам в начале семестра, представить готовые доклады они должны были на самом последнем занятии. Задание предполагало развитие свежей и/или оригинальной идеи в сфере организационного поведения, на основе изученного теоретического материала, содержало описание структуры TED Talk и руководство к построению доклада.

Рис.1 Карта доклада TED Talk

Кроме того, на протяжении всего семестра студенты постепенно готовились к своим докладам посредством выполнения других заданий. Например, групповое задание на второй семинар предполагало индивидуальный просмотр нескольких TED Talks (тематика на усмотрение студента), анализ докладов на соответствие требованиям TED, оценка докладов по шкале

Рис.2 Оценка докладов TED talk

с последующим обсуждением в группах лучших и худших докладов по мнению каждого студента. Результат обсуждения студенты представляли в виде наглядных презентаций, которые содержали короткие выдержки из выбранных докладов с пояснениями их плюсов и минусов. Данное упражнение позволило студентам не только понять суть лекций TED talk и правил их подготовки, но также сравнить собственные представления о качественном докладе с мнениями других (своей будущей публики).

Рис.3 Оценка докладов TED Talk

Вторым заданием, связанным с подготовкой докладов стала последняя управляемая самостоятельная работа в семестре, темой которой являлась такая функция менеджмента, как мониторинг и контроль. Студенты должны были индивидуально оценить, насколько успешно проходит их подготовка к парным докладам. Данное задание было выдано с целью преподавательского контроля за подготовкой к TED talks, а также, чтобы помочь студентам избежать возможных контентных разногласий в их TED парах.

Рис.4 Контроль за подготовкой докладов

Поскольку использование слайдов презентаций не являлось строгим требованием к докладам TED, студентам не требовалось «сдавать» эту работу в письменном виде. Все выступления TED talk прошли в один день на протяжении четырех академических часов, и оценивались преподавателем очно. Кроме того, студентам было предложено проголосовать за два наиболее понравившихся им доклада (первое и второе место). Победителем стал доклад о проблемах трудоустройства поколения Z.

Ваш e-mail не будет опубликован.