Использование технологии «кейс-стади» в дистанционном формате при изучении дисциплины «Основы управления интеллектуальной собственностью»

Опытом поделилась Урганова Диана Борисовна, старший преподаватель кафедры правовых и гуманитарных дисциплин Института бизнеса БГУ.

Обучение студентов на реальных жизненных примерах всегда является наиболее предпочтительной образовательной методикой. Технология «кейс-стади» в сочетании с возможностями дистанционного обучения позволяет наиболее эффективно проработать материалы занятия, обсудить на форуме проблемные вопросы, провести совместную предварительную работу над документами онлайн. Особенно эффективен кейс-метод в практико-ориентированных дисциплинах, к которым относится дисциплина «Основы управления интеллектуальной собственностью».

Данная разработка занятия по теме «Разрешение споров и защита прав авторов и правообладателей в области интеллектуальной собственности»  с использованием кейс технологий и возможностей дистанционного обучения направлена на выработку у студентов навыков анализа действующего законодательства по вопросам защиты интеллектуальных прав, составления процессуальных документов и последующего представления своих интересов в суде.

Как правило, работа проводится в учебных группах из 20-25 человек студентов очной формы обучения программ «Менеджемент», «Бизнес-администрирование», «Управление информационными ресурсами», «Логистика». Студенты имеют разный уровень познавательной активности, различные индивидуальные и психологические особенности, и использование кейс-технологии в дистанционном формате позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность, поскольку применяется как индивидуальный дифференцированный подход, так и групповая работа.

Кейс задание расписывается в виде сценария ролевой игры с участниками судебного процесса. Участники каждой группы ролевой игры должны подготовить материалы для судебного процесса до начала занятия в письменном виде и представить на проверку преподавателю на портале дистанционного обучения.

На очном занятии имитируется деятельность Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности. Во время игры отрабатывается тактика поведения, действий и обязанностей конкретных лиц согласно распределенным ролям. Студент должен вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Методическая информация по занятию представлена в виде таблицы:

Методическая информация

ДисциплинаОсновы управления интеллектуальной собственностью
Тема занятияРазрешение споров и защита прав авторов и правообладателей в области интеллектуальной собственности
Используемые педагогические технологииКейс-технологии (метод ситуационно-ролевых игр или кейс-стади (case-study) ), с элементами интерактивного обучения (работа в малых группах, интервью, «деловой театр» или метод инсценировки) и дистанционного обучения (все материалы загружаются на учебный портал, студенты на форуме обсуждают возникающие спорные вопросы)
Цели занятияВыработать навыки составления процессуальных документов и умения самостоятельно применять знания по вопросам охраны и защиты авторского права в конкретной ситуации на практике
Задачи занятияОбразовательные:
• закрепление знаний основ гражданского законодательства по вопросам защиты авторских прав;
• применение знаний на практике по гражданскому и гражданско-процессуальному законодательству;
• формирование практических умений по защите своих прав в спорной ситуации.
Развивающие:
• развития навыков самостоятельной и групповой работы;
• развитие способностей анализа и принятия решений в нестандартных ситуациях.
Воспитательные:
• повышения уровня правовой культуры и правосознания в будущей профессиональной деятельности;
• воспитания уважения к правовым нормам.
Формируемые компетенции• Осуществлять поиск, анализ нормативных правовых актов регулирующих правовой режим интеллектуальной собственности
• разрабатывать и оформлять процессуальные документы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами
• организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
• решать проблемы, принимать решения в нестандартных ситуациях
• работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами
• ставить цели, организовывать и контролировать работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания.
Время занятия80 мин (1 пара)
Дидактическое обеспечение занятияРаздаточный материал (содержание кейса):
Гражданин М. обратился в суд с иском к Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь (далее – Белтелерадиокомпания). В исковом заявлении он указал, что 17 марта 2015 года он создал фотографии с видом ночного неба, которые впоследствии разместил в сети Интернет. 18 марта 2015 года в новостном выпуске телеканала «Беларусь 1» был показан и размещён в сети Интернет на сайте www.tvr.by видеосюжет «Северное сияние цвета белорусского флага», в котором Белтелерадиокомпания без его, истца, согласия и указания его имени как автора произведений использовал три его фотографии с видом ночного неба, чем нарушил принадлежащее ему исключительное право на воспроизведение, передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения фотографических произведений, а также нарушил его личные неимущественные права (право авторства, право на имя) и причинил ему моральный вред в виде нравственных страданий.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию в связи с нарушением исключительного права на объекты авторского права в размере 30 базовых величин (по 10 базовых величин за каждую фотографию), а также денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 000 неденоминированных рублей.

См. решение Судебной коллегии здесь.

Технические средства: компьютер, телевизор, мультимедийная презентация.
Наглядные пособия: фотографии, являющиеся предметом спора.
Литература: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон об авторском праве и смежных правах, Бернская конвенция об охране художественных произведений 1886 г.
Предварительная подготовка (1 этап)При рассмотрении судебного спора студенты должны разделиться на следующие группы:
1. Судьи (2-3 чел.).
2. Представители истца (2-3 чел.).
3. Представители ответчика (2-3 чел.).
4. Представители Национального центра интеллектуальной собственности (1-2 чел.).
5. Эксперты (1-2 чел.)
6. Другие действующие лица (представители СМИ, бизнеса, неправительственных общественных организаций (остальные студенты)).
Участники процесса должны руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь, включая международные договоры.
Предварительная подготовка (2 этап)Перед рассмотрением спора:
• представители истца готовят исковое заявление в письменной форме;
• представители ответчика готовят ответ на исковое заявление в письменной форме;
• представители Национального центра интеллектуальной собственности готовят заключение по представленной ситуации;
• эксперты готовят экспертное заключение в письменной форме;
• другие действующие лица готовят публицистические очерки, интервью с представителями бизнес-кругов, СМИ, общественными организациями по предствленному кейсу в письменной форме.
Все подготовленные документы загружаются на учебный портал за одну неделю до практического занятия. Для студентов создается форум для обсуждения текущих вопросов по составлению процессуальных документов.

Ход и содержание занятия

1. Организационные вопросы (5 мин) Преподаватель приветствует студентов, объясняет цели, задачи занятия, особенности проведения занятия, приглашает участников процесса занять соответствующие места в аудитории
2. Ситуационно-ролевая игра (60 мин)
Проводится судебное заседание согласно сценарию ролевой игры.
1. Вступительное слово судей;
2. Выступление истца;
3. Выступление ответчика;
4. Выступление третьих лиц (при необходимости);
5. Судьей зачитывается судебное решение, которое впоследствие оформляется в письменном виде со ссылками на законодательство по предложенной преподавателем форме.
3. Обсуждение и подведение итогов (15 мин) Преподаватель после вынесенного судебного решения подводит итоги занятия. Обсуждение проходит в виде беседы с вопросами по данной ситуации, направленными как на понимание и анализ, так и на проверку теоретических знаний учащихся по авторскому праву.
Вопросы для беседы заранее готовятся преподавателем.

Стоит отметить, что включение интерактивных образовательных технологий, в которым относится и метод «кейс-стади» в учебный процесс, является настоятельной потребностью в  обучении студентов в современном образовательном пространстве. Этот метод помогает закрепить знания по учебным дисциплинам, формирует навыки работы в команде, способствует формированию «soft-skills» а также выстраивать сценарий разрешения проблемных и спорных ситуаций. Возможности дистанционного обучения позволяют оперативно и продуктивно обсуждать возникающие вопросы онлайн и более эффективно готовиться к очному занятию.

Рабочие моменты проведения судебного процесса:

Процессуальные документы, подготовленные студентами:

https://drive.google.com/open?id=1jGUubOG4RDBSN5syB6vlexAiadSEQXTP

Ваш e-mail не будет опубликован.