Использование технологий электронного обучения в IUT “A” Lille, Франция, часть 2

Елена Вадимовна Маковская и Мария Корнеевна Липская,
сотрудники отдела ДО и ИТ Института бизнеса БГУ,
делятся впечатлениям об использовании технологий
электронного обучения в IUT “A” Lille, Франция


В первой части был рассмотрен вопрос использования возможностей LMS Moodle для поддержки образовательного процесса в IUT “A” Lille.

Справка:

С 8-го апреля по 14 апреля 2018 года группа преподавателей Института бизнеса БГУ приняла участие в семинарах «Теория ИТ, инновационные методы и практика» в Институте технологий Университета Лилля (IUTALille, Франция).

Цель стажировки: обмен опытом в использовании инновационных методов для преподавания учебных дисциплин по информационным технологиям с целью улучшения качества подготовки специалистов для IT-сферы.

Поездка была организована в рамках проекта «IESED» (INNOVATIVE ICT EDUCATION FOR SOCIAL ECONOMIC DEVELOPMENT) программы ERASMUS+ (Европейский союз).

Для поддержки образовательного процесса и с целью продвижения Университета Лилля в сети Интернет созданы и используются веб-сайты доступа к мультимедийным материалам, видео, подкастинга и web-TV.

Например,

  • KLIP – Лилльский киоск педагогических инноваций: http://klip.univ-lille.fr/
  • Сайт мультимедийных ресурсов в науке, сборник мультимедийных модулей в четырех научных дисциплинах, предназначенный для обучения преподаванию первых циклов высшего образования: http://uel.unisciel.fr/
  • База данных ископаемых: http://foli.univ-lille1.fr/
  • Обще популярный канал, который содержит видео, отвечающее на популярные вопросы науки: http://kezako.unisciel.fr/
  • Сайт бесплатных открытых курсов (MOOC): https://www.fun-mooc.fr/

Процесс разработки мультимедийных материалов обеспечивает DIP (SEMM) – служба поддержки обучения и создания мультимедиа, которая с 1998 года реализует политику развития ИКТ Университета Лилль1 (http://semm.univ-lille1.fr/).

SEMM находится на службе преподавателей для производства цифровых ресурсов в образовательных целях. В качестве услуги контролирует технологические разработки и поддерживает преподавателей в повседневной реализации ИКТ на курсах, регулярно организует и проводит групповые или индивидуальные тренинги для цифрового использования на курсах. SEMM сотрудничает в проектировании и обеспечивает генерацию в цифровых образовательных ресурсов: онлайн-курсы, банки упражнений, интерактивные упражнения, видео-эксперименты, моделирование и анимированных иллюстраций.

В структуру DIP (SEMM) входят специалисты поддержки видео-сервисов, производства мультимедийной и аудио продукции, техно-педагоги, специалисты дистанционного обучения.

Основные цели DIP (SEMM):

  • продвижение электронного обучения;
  • сопровождение участников образовательного процесса в преподавании и обучении,
  • содействие педагогическим инновациям,
  • создание цифровые педагогических ресурсов и публикаций.

Статистика в области производства образовательных цифровых ресурсов:

  • 8000 часов видео материалов, 5000 фильмов, начиная с 2005,
  • 20 мультимедийных проектов в год,
  • 150 разработок на 51 сервере,
  • 3-4 открытых курса (MOOC) в год.

Основные ресурсы для производства мультимедийного контента:

  • аудио-визуальная студия;
  • студия для 360⁰ съемки.

Аудио-визуальная студия, площадью 80 кв.м, содержит аппаратуру, в том числе несколько камер, осветительные приборы, суфлер и др., имеется кабина для редактирования видеоизображения, а также кабина для озвучки.

Аудио-визуальная студия используется для профессионального производства мультимедийных материалов, для записи преподавателями презентации курсов, видео-лекций, демонстраций и опытов. Могут воспользоваться услугами и студенты, например, для выполнения видео-упражнений, записи видеороликов рамках проектной работы.

Если рассматривать временные затраты на производство, например, видео материалов для мультимедийного курса, то на запись преподавателя среднем тратится 2-3 часа, на постпроизводство видео техническими работниками – в среднем 15 дней.

2

Студия для 360⁰ съемки представляет собой выделенную комнату, содержащую специальное оборудование – 6 камер для получения полусферических картинок, светильники, поворачивающийся подиум, компьютеры с установленным программным обеспечением для получения 3d-изображений. Оборудование позволяет делать 3d-съемку объектов до 1 метра в высоту и до 40 кг веса. Полученные в студии изображения дополняются интерактивными вставками, которые позволяют выделить отдельные детали и получить о них дополнительную информацию. В университете создан виртуальный музей объектов 3600 съемки.

Возможность использования позволяет данной студии позволяет:

  • выполнить научную оценку наследия;
  • студентам приблизиться к ценным коллекциям;
  • обогащать преподавание и учение.

Сайт 3d-картинок: http://photo3d.univ-lille1.fr/360/

Хотелось бы отметить, что данная студия очень востребована для создания 3d-контента по биологии.

3

В планы входит:

  • создание веб-сайта для подкастинга (процесса создания и распространения звуковых или видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в Интернете – вещание в Интернете);
  • инициирование использования подкастинга в педагогической практике,
  • содействие созданию свободной среды для экспериментов.

Хотелось бы отметить, что в IUT «A» следуют национальной политике образования во Франции, делая установку на инновационную педагогику, а именно рассматривая для себя перспективы таких направлений как персонализация обучения, адаптивное обучение. Занимаются активно с 2007.

На данный момент перед Лилльским университетом стоит задача совершенствования всех преподаваемых курсов, для того, чтобы сделать их более адаптивными к индивидуальным потребностям студентов. Кроме того, ведется активная работа по внедрению IT технологий. Проблема, с которой пытаются работать – недостаточно инноваций в карьерном росте преподавателей.

Чтобы стимулировать преподавателей на использование инновационных технологий, университет выделяет дополнительные, отдельно оплачиваемые часы. Кроме этого ежегодно университетом проводится конкурс проектов на разработку мультимедийных курсов. На конкурс, как правило, подается около 50 проектов, 20 из которых затем финансируются из бюджета университета. Выделенные деньги обеспечивают заработную плату не преподавателя, а технических специалистов (инженеров аудио-визуальной студии и т.д.). Помимо этого, 3-4 раза в год проводятся специализированные конференции по обмену опытом в сфере педагогических инноваций между преподавателями университета. Их задача – не только продемонстрировать имеющиеся достижения, но и показать пошаговый путь их внедрения, чтобы те, кто еще не вовлечен в процесс, увидели, что это не сложно, и смогли побороть страх начать что-то менять.

Преподаватели Института бизнеса БГУ выражают свою признательность французским коллегам за предоставленную информацию и возможность познакомиться с инновационными технологиями, используемыми в Университете Лилль1.

Ваш e-mail не будет опубликован.