Из опыта проведения вебинаров для студентов 1 курса

Плавник

ПЛАВНИК НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА

Доцент кафедры инновационного управления

Использование интернет-технологий хоть и стало неотъемлемой составляющей современного образовательного процесса, но все еще продолжает вызывать жаркие дискуссии в педагогическом сообществе. В связи с этим, я решила поделиться своим опытом по проведению вебинаров при преподавании студентам 1 курса дисциплины «Основы педагогики и психологии», которая является частью интегративного модуля «Философия».

Очевидно, что преподаватель в аудитории передает нечто большее, чем знания – педагог транслирует смыслы и ценности. И такая трансляция наиболее очевидна на лекционных занятиях. В первую очередь это касается дисциплин социогуманитарного блока. В этой связи многие преподаватели полагают, что уход образовательного процесса гуманитарных дисциплин в онлайн среду рискует потерять свою развивающую ценность. Однако современная молодежь все больше времени проводит в интернет пространстве. Игнорировать это опасно, а бороться с этим явлением – бесполезно. Проведение лекционных занятий даже в двух группах превращается в бесконечную борьбу преподавателя за внимание студента. Наличие презентаций, вкрапление тематической подборки видео, обращение с вопросами к студентам, расположившихся на задних рядах – все эти педагогические приемы позволяют удерживать внимание лишь на непродолжительное время, и студенты в какой-то момент все равно ныряют в свои гаджеты, социальные сети, форумы и чаты. Можно сетовать на недостаток воспитания современной молодежи, но многие психологи, и я в их числе, видят в этом особенности социализации молодежи в цифровую эпоху. И эти особенности необходимо научиться использовать в образовательных целях. В этой связи, вебинар может стать эффективным инструментом проведения некоторого количества лекций. Для этого необходимо учитывать определенную специфику его подготовки и проведения.

Прежде всего, необходимо учитывать, что вебинар – это коммуникация между преподавателем и студентом. А коммуникация – это двухсторонний процесс установления и поддержания контакта для передачи информации. Следовательно, у студента должно быть понимание в краткосрочной перспективе, зачем ему поддерживать контакт, т.е. быть внимательным и активным на занятии. В этой связи вебинары были встроены мною в общую систему активности студента, и работа на нем оценивалась индивидуально. Поэтому студент был замотивирован не только зарегистрироваться, но и следить за подачей информации, отвечать на задаваемые вопросы, выполнять предлагаемые задания. Когда через несколько дней после проведения вебинара студенты могли увидеть свои оценки в IT-системе, на следующем вебинаре их активность, как правило, возрастала.

Следующим  важным моментом является подготовка презентации. В частности, это касается максимальной трансформации текста в схемы, рисунки, а также подачи информации в понятной форме. Принцип оформления слайда: не мешать, а помогать воспринимать информацию студентам. Радислав Гандапас, эксперт по публичным выступлениям, рекомендует размещать на одном слайде не более 30 слов, использовать не более 3 цветов и 3 шрифтов, шрифты – без засечек. Соблюдение этих правил делают презентацию информативной и позволяют удерживать внимание аудитории.

И последнее. Организация активности студентов через закрытые вопросы, выбор ответа из числа предложенных и другие методические приемы, побуждающие к высказываниям, каждые 10 минут обязательны. Это поддерживает интерес и внимание у студентов к самому вебинару и дает возможность преподавателю в соответствии с проявленной активностью, оценить студента при проставлении оценок.

Уже первый проведенный мною вебинар показал, что активность студентов на нем составляет 75%. Стоит ли говорить о том, что достичь таких показателей в режиме лекционного занятия в аудитории вряд ли возможно. Сами студенты полагают, что на вебинаре они меньше отвлекаются, больше работают с преподавателем и учебным материалом, с интересом общаются друг с другом в рамках обсуждаемых вопросов, а также получают больший результат от занятия, по сравнению с лекцией. С одной стороны у каждого студента есть возможность высказать свою позицию, с другой – увидеть мнение однокурсников. Такое общение происходит в привычной для студента форме – в онлайн чате, что поддерживает активность студентов, делает процесс обучения современным и надеюсь, повышает статус, как преподавателя, так и учебного учреждения.

Таким образом, вебинар становится персонифицированной формой проведения занятий, сохраняя при этом групповой режим работы. Подводя итоги, однозначно можно сделать вывод, что вебинары вносят разнообразие в проведение лекционных занятий, делая при этом их более современными и продуктивными.

Ваш e-mail не будет опубликован.