Групповой проект «Кто такие менеджеры»

Мацкевич Е.В.

МАЦКЕВИЧ ЕЛЕНА ВАДИМОВНА

Старший преподаватель кафедры бизнес-коммуникаций Института бизнеса БГУ

Студенты первого курса специальности бизнес-администрирование еще только начинают свое знакомство с основами своей будущей профессии руководителя предприятия/подразделения/команды. Многие из них пока не имеют опыта работы, и им сложно переводить изучаемую ими теорию «Основ менеджмента и организационного поведения» в практические навыки. Разумеется, они не впервые слышат слова «организация», «предприятие», «компания», «менеджер», «сотрудник». Однако их представление о том, что стоит за этими понятиями, зачастую весьма размыто. Пытаясь заучить 4 основные функции менеджера, они слабо представляют себе, что стоит за понятными на первый взгляд словами: планирование, организация, мотивация и контроль. И хотя отработка пройденного теоретического материала на практических занятиях путем анализа бизнес кейсов и вовлечения студентов в деловые игры и симуляции, безусловно, способствует формированию у студентов первичных навыков и умений по изучаемым теоретическим аспектам труда менеджера, отсутствие непосредственно практики работы на предприятии не позволяет студентам до конца усвоить, а также научиться правильно применять, полученные знания.

С этой целью в первой части годичного курса «Основы менеджмента и организационное поведение» (осенний семестр), когда студенты первого курса еще только начитают знакомиться с базовыми понятиями менеджмента, одним из ключевых заданий на семестр было определено «Интервью с менеджером».

Студентам, распределенным по подгруппам (командам) предлагалось:

  • самостоятельно выбрать одну из ключевых тем курса (роли менеджера, функции менеджера, навыки менеджера и т.д.);
  • используя дополнительные источники информации (учебники, научные статьи, биографии менеджеров успешных компаний, публикации в деловых журналах и т.п.), углубленно изучить избранный аспекта менеджмента;
  • определить круг вопросов, которые хотелось бы рассмотреть дополнительно (особо заинтересовали, вызывают сомнения, не совсем понятны) или представить гипотезу, которую хотелось бы попытаться подтвердить или опровергнуть;
  • разработать сценарий интервью, направленного на изучение выше обозначенного вопроса (проверку гипотезы);
  • выбрать опытного менеджера и договориться о встрече;
  • провести интервью (продолжительностью не менее 30 минут) с обязательным использованием диктофона (или иного средства копирования данных);
  • расшифровать интервью;
  • проанализировать полученную от менеджера информацию по изучаемому вопросу (гипотезе);
  • сделать выводы по теме проекта (гипотезе), дать совет менеджеру на основе имеющихся теоретических знаний по данному вопросу и отразить их в отчете;
  • обсудить впечатления от проекта на форуме.

Изначально задание предполагало абсолютную свободу в выборе менеджера. Однако ко времени выдачи задания студенты практически в полном составе группы отправились в образовательную поездку по Западной Европе. Учитывая, что речь идет о студентах, обучающихся на английском языке, логичным показалось решение несколько усложнить им задачу и ограничить выбор менеджера иностранными компаниями в одной из посещаемых ими стран. Программой поездки определялись компании, которые студенты должны были посетить с экскурсиями, теоретически получая при этом возможность пообщаться с менеджментом данных организаций. Однако, поскольку нельзя было гарантировать, что сами менеджеры согласятся уделить иностранным студентам время в рамках экскурсии, то студентам было разрешено выбрать менеджера абсолютно любого предприятия на их усмотрение. Например, менеджера гостиницы, где студенты проживали, менеджера любого магазина, кафе, банка и т.п. По отзывам студентов на практике даже такое упрощение задания оказалось нелегко осуществить. Команда Jedi сумела взять интервью и функциях управления у менеджера European Central Bank Габриэля. Команда 4$ провела интервью на тему Employee motivation с менеджером магазина GameStop Дженнифер. Команде Pandas удалось побеседовать о Managing workforce diversity с менеджером кофейни Starbucks Малкольмом. Команде Octopus так и не удалось найти себе подходящего менеджера за рубежом, и свое интервью с со-учередителем “WoodSeason Ltd” Олесей Накиповой они организовывали и провели уже в Минске.

Для оценки данного задания использовалась специально разработанная для этих целей шкала результатов и компетенции (представлена студентам до начала проекта).

Rubric

Рис. 1 Образец шкалы результатов и компетенций для оценки группового проекта

Как уже упоминалось выше, заключительным этапом проекта являлось обсуждение студентами полученного опыта и результатов работы над проектом на форуме LMS Moodle. Делиться впечатлениями предлагалось, опираясь на представленные в первом посте форума вопросы.

Forum

Рис. 2 Список вопросов по проекту «Интервью с менеджером» для обсуждения на форуме LMS Moodle

Каждая команда имела возможность самостоятельно определить форму своего сообщения на форуме. Три из четырех команд предпочли прикрепить файл MS Doc с ответами на представленные вопросы, тогда как одна из команд не только разместила на форуме впечатления от проекта, полученные каждым отдельным членом команды, но также добавила фото- и видео- материалы своего интервью с менеджером.

Interview Jedi

Рис. 3 Интервью команды Jedi с менеджером Gabriel Gloeckler, Principal Advisor Directorate General Communications at European Central Bank, Frankfurt am Mein

Команда подробно рассказала о том, как они подошли к реализации данного проекта. Сначала они решили, что составлять вопросы для интервью стоит сообща. Все члены команды собрались вечером в холле хостела города Фракфурт, Германия, чтобы обсудить возникшие у отдельных участников проекта идеи. Команда в своем посте на форуме особо отметила важность проведения этого этапа совместно, поскольку групповая работа позволила им избежать разрозненности вопросов и отсутствия логики в сценарии интервью. Несмотря на то, что в разработке сценария участвовали все члены команды, непосредственно интервью у менеджера брали только трое (интервьюер, звуко- и видео- операторы).

team Jedi

Рис. 4 Команда Jedi и менеджер компании European Central Bank Gabriel Gloeckler, Principal Advisor Directorate General Communications

Перед началом интервью менеджер был уведомлен о теме интервью и предполагаемой продолжительности беседы. По завершении интервью следующим этапом работы стала расшифровка и анализ полученной записи. Ребята решили разделить эту работу между членами команды на основе затронутых в интервью микро-тем. Затем они снова собрались вместе для обсуждения выводов по изученным вопросам (явлениям) и разработки рекомендаций менеджеру.

По мнению большинства студентов, данное задание было необычным и непростым, но не трудным. Оно определенно помогло им получить опыт работы в команде в незнакомой обстановке и повысило их командный дух. Большинство участников команд в своих отзывах отметили, что были счастливы получить возможность пообщаться с опытными иностранными (и отечественными) менеджерами. Кроме того, хоть это и не является частью их учебной программы, студенты оценили полученный журналистский опыт в подготовке и проведении интервью в профессиональной сфере. Студенты также отметили, что задание помогло им понять, что взять интервью у кого бы то ни было не такая уж и простая задача, и в большинстве случаев для этого требуется предварительная договоренность. Они также столкнулись с трудностями межкультурных коммуникаций и были впечатлены дружелюбностью согласившихся на интервью на английском языке менеджеров и благодарны им за отзывчивость и желание помочь. Так что, проект не только помог студентам поближе познакомиться с действующими менеджерами компаний из разных стран и услышать о работе менеджера из первых уст, но также научил их сплоченно работать в команде, следовать деловому этикету, уметь общаться на профессиональном уровне, а также уметь правильно распределять и ценить время свое и своих деловых партнеров.

Ваш e-mail не будет опубликован.