Несколько советов по проведению групповых проектов

Касперук А.А. - фото

КАСПЕРУК АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ

Доцент кафедры инновационного управления, кандидат культурологии, доцент

Сегодня информацию считают силой, движущей вперед экономику и человечество в целом. Современную эпоху называют обществом знаний: информация приносит пользу только при трансформации в знания. Скорость перемен в мире все возрастает, и обучение тоже должно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни.

Считается, что основой успеха как отдельных людей, так и компаний становится способность креативно мыслить и креативно действовать. Опыт выполнения групповых проектов по дисциплине «Управление организацией» студентов специальности УИР в этом семестре позволяет сделать некоторые обобщения в отношении стратегии обучения через творчество.

1. Начинать с простого. Всегда надо начинать с задания попроще для всех и обязательно удостовериться, что оно работает и выполнено всеми так, как и предполагал преподаватель. На этапе старта участники должны следовать нехитрому алгоритму – начинать с чего-нибудь простого; проверить, как оно работает; затем можно постепенно достраивать, усложнять, креативить и совершенствовать свой продукт, свое творение.

2. Предлагать работать над тем, что нравится. Аксиомой считается тезис о том, что интерес – это природный ресурс, побуждающий к обучению. Тема и содержание работы над проектом должно стать стимулом изучения новых вещей.

3. Если задание со многими неизвестными, нет четкого плана и целей достижения,то формат игры позволит снять напряжение. Новый проект всегда страшноват, ведь это путь, не ведомый участникам. И совершенно нормально, что в начале пути у студентов нет ни цели, ни плана. Привнесение игровых элементов снижает эту робость и страх. Замечено, что яркие идеи приходят как раз в момент игры, – появляются новые цели, планы, увлечения и интересы.

4. Ставка на эксперимент. С одной стороны, студенты должны учиться выполнять задания и инструкции. Но, следуя только указаниям, сложно создать что-нибудь по-настоящему креативное или инновационное, лучшими работами становятся те, в которых студенты отходили от жесткого регламента и привносили свои собственные идеи и подходы. А чтобы научиться творчески мыслить, требуется экспериментировать, пробовать новые вещи, критически переосмысливать общепринятое мнение.

5. Уметь копировать чужое. Некоторые считают, что копировать – примерно то же, что воровать или мошенничать. Наверное, это так, когда чужое выдается за свое или прячется источник информации. Но копировать нормально, если студент должным образом указал источник заимствования и добавил какие-то идеи от себя. А в учебной группе креативность прирастает, когда участники могут опираться на работы друг друга. Процесс заимствования – как улица с двусторонним движением: ты волен опираться на чужие идеи, но должен и другим позволять опираться на твои. Пока в большинстве случаев студенты ссылаются на чужие идеи и гораздо реже – на идеи своих одногруппников; это заметно как в рамках групповых проектов, так и по итогам обсуждения на форуме учебного портала.

Итак, практика работы над выполнением групповых проектов студентами позволяет развить их творческие способности, выявить самые действенные стратегии обучения.

При этом следует всегда помнить о тех барьерах, которые приходится преодолевать всем участникам группового проекта:

  • междисциплинарные барьеры, усиливая проекты, в которых интегрируются другие дисциплины курса и специальности;
  • гендерные и культурные барьеры, развивая потребности учиться вместе и перенимать опыт друг у друга;
  • пространственные барьеры, соединяя в единый процесс занятия в институте, на работе и дома;
  • временные барьеры, давая возможность работать самим над интересным проектом недели, месяцы и семестр, не жертвуя творческим поиском в угоду конца раздела или сессии.

Ваш e-mail не будет опубликован.