
КАСПЕРУК АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ
Доцент кафедры инновационного управления, кандидат культурологии, доцент
Использование интерактивных методов обучения позволяют активно применять в обучении Модель 4К. Появление модели 4К стало ответом на современную ситуацию на рынке труда, при которой работодатели отмечают в качестве ключевой проблемы выпускников вузов неразвитость «мягких» навыков (soft skills).
Так данные последних исследований свидетельствуют о том, что:
- 60% выпускников не владеют навыками критического мышления и problem solving;
- 46% имеют проблемы с коммуникационным и навыками;
- 36% имеют проблемы с навыками межличностного взаимодействия и работы в команде.
Представляется, что интерактивные методы обучения должны более активно участвовать в решении данных проблем. В этом контексте групповые проекты, ставшие, по сути, традиционной частью образовательного процесса с разной степенью интенсивности развивают компоненты Модели 4К:
- критическое мышление (Critical Thinking);
- креативность (Creativity);
- коммуникация (Communication);
- координация (Coordinating With Others).

Вот некоторые из педагогических приемов, которые помогали студентам в удовольствие выполнять, а мне оценивать задания:
- Адаптация теоретических материалов для изучения через практику. Основной рефрен — какие компании на практике этим «багажом» пользуются. (критическое мышление).
- Освоение новой роли преподавателя – как куратора контента. Заметная усталость студентов от знакомства с информационным «мусором» вначале проекта и вовлечение при знакомстве с качественным контентом. Лучше знакомить с этим контентом сразу. (креативность).
- Переформатирование подгрупп и «реконструкция работ» открывает новые возможности коммуникации и координации.
В качестве примера, в 711 учебной группе студенты (1 – Любецкая М., Макаревич Е.; 2 – Савицкая А., Михневич Е.; 3 – Величко В., Гнеденок В.) в составе трех подгрупп самостоятельно и независимо друг от друга в рамках группового проекта разрабатывали программу развития персонала. После защиты проектов было решено объединить и доработать (продолжили работу Савицкая А., Михневич Е.). Другим участникам подгрупп были предложены иные темы, с учетом возникших новых интересов студентов. Замечу что в итоге замечательно выполнили задание и те, кто «реконструировал» старое и те, кто взялся за новое. Новым заданием для Макаревич Е и Величко В. стали – «Цветная модель оценки развития лидеров», а для Любецкой М. – «Современные практики измерения вовлеченности персонала». Более того, процесс переформатирования позитивно повлиял и на других студентов этой группы, сделавших дополнительные качественные форматы. Так студентки Мишук А. и Кашникова А. выступили перед студентами потока на лекции с вопросом «Современная модель вовлеченности 3.0», а Фандеева Е. и Павловец Е. «Характеристики Glassdoor – лучшие места работы 2020, по мнению сотрудников (общий рейтинг компании, возможности для развития карьеры, компенсации и денежные выплаты, культура и ценности, топ-менеджмент, баланс между работой и личной жизнью, рекомендации другу и перспективы деловой активности на полгода)». (коммуникация и координация).
Таким образом, наибольшего эффекта можно достичь при сочетании, дополнении друг друга традиционных и инновационных технологий обучения, ориентируюсь на требования образовательных стандартов и ситуации на рынке труда.