Опыт внедрения блога о прохождении студентами практики

Мацкевич Е.В., преподаватель кафедры бизнес-коммуникаций ИБ БГУ

Практика использования учебным заведением современных средств коммуникаций в качестве методов обучения является весомым конкурентным преимуществом учебного заведения в сети интернет, в особенности с точки зрения самих студентов.

Использование блогов в учебном процессе

Общение в сети может осуществляться как посредством использования социальных сетей и разнообразных мессенджеров, так и через блог-платформы. Ведение блога в целом и  написание блог-поста в частности не требует особых навыков даже для технически неподкованного преподавательского состава. Преподаватели и студенты могут использовать онлайн дневники-блоги для публикации и распространения статей, новостей, фото-, видео- и аудио- материалов, аудиторных и внеаудиторных заданий и упражнений, индивидуальных и групповых проектов. Кроме того, студенты могут относиться к блогу, как к персональному дневнику, где можно делиться своими впечатлениями от учебы или практики. Это, в свою очередь, позволяет преподавателю:

  • оценивать динамику обучения студента,
  • постоянно оставаться с ним на связи,
  • обеспечивать студента своевременными отзывами на его работы,
  • предоставлять иную необходимую поддержку.

Одновременно блог представляет собой электронное учебное портфолио, где хранятся все работы студента и необходимые ему в процессе обучения материалы.

Использование учебных блогов позволяет сделать обучение менее стрессовым и более увлекательным процессом. Помимо всего прочего, блог-платформы допускают загрузку мультимедийных файлов, что дает возможность разнообразить форму выполнения заданий, внести в учебу нотку креативности, а также является существенным устойчивым преимуществом по сравнению с устаревшей уже сдачей письменных заданий на бумаге. А постоянная вовлеченность как студентов, так и их преподавателей в ведение и чтение блогов создает и поддерживает дух университетского сообщества.

На сегодняшний день блог-платформы доступны не только с персональных компьютеров, но также с планшетов и смартфонов, что делает их использование в учебном процессе достаточно удобным и практичным. Регулярное ведение блогов расширяет горизонты общения студентов и преподавателей, поскольку предлагает дополнительную платформу для обсуждения новых идей, учебных планов, методов обучения и техник преподавания и используемых в процессе обучения материалов. Тем самым блог предлагает организацию более неформального общения между студентами и преподавателями.

В зависимости от учебного плана дисциплины блог-платформа также может использоваться в качестве форума для обсуждения изученных дополнительных материалов по курсу. Применение блога для проведения форума облегчает обсуждение и презентацию групповых проектов.

Одним из самых сложных моментов при внедрении блог-платформы в учебный процесс является разъяснение студентам необходимости вести свой учебный блог. Для мотивации рекомендуется назначить за ведение блога  определенный вес (в процентном соотношении) в общей оценке за курс/обучение за рубежом/учебную практику.

Блог о прохождении студентами практики

С целью повышения эффективности прохождения учебной практики важно обеспечить студентов возможностью обсуждать их впечатления от стажировки и результатов обучения. До сих пор руководители студенческой практики от университета были недостаточно вовлечены в программу студенческой практики, поскольку не имели возможности сопровождать студента на практику ежедневно.

Записи в блогах могут создаваться как в форме блог-поста, так и в форме видео-послания. В записях студент описывает свой день на предприятии, анализирует изученное на практике явление, сравнивая его с теоретическими основами, подробно описывает этапы выполнения пунктов задания на практику. Блоги студентов доступны для просмотра не только руководителю практики, но также преподавателям сопутствующих дисциплин и другим студентам курса. По инициативе руководителя практики, преподавателей и студентов содержание отдельных блог-постов может дополнительно обсуждаться на форуме.

Студенты, проходящие практику одновременно и ведущие свои блоги параллельно имеют возможность делиться впечатлениями друг с другом, а также комментировать опыт друг друга и помогать своим однокурсникам нужным советом или интересной идеей. Итак, блог в качестве дневника учебной практики выполняет не только функцию контроля для руководителя практики, но и является инструментом общения студентов.

В Институте Бизнеса БГУ ввод в учебный процесс блог-платформы для ведения студентами онлайн дневников их преддипломной практики произошел в начале весеннего семестра 2017-2018 учебного года.

Отдел ЦДОИТ взял на себя задачу разработки и внедрения блога Blogging My Internship на базе блог-платформы wordpress.com, где две студентки англоязычной программы БА (гр. 414), приступившие к прохождению своей преддипломной практики на предприятиях, были зарегистрированы в качестве авторов, а специалисты отдела и руководитель практики – в качестве администраторов. Студентам предлагалось еженедельно оставлять в блоге записи (на английском языке) об этапах прохождения ими преддипломной практики. Качество ведения студентами блога учитывалось при выставлении оценки по результатам защиты отчета по преддипломной практике.

В качестве заглавного поста в блоге было размещено сообщение администратора блога — руководителя практики от Института бизнеса БГУ Мацкевич Е.В. В нем было подробное описание сути проекта и перспектив внедрения данного инструмента в учебный процесс.

мацкевич1

 

На протяжении всех 10 недель преддипломной практики студенты делились своими самыми яркими впечатлениями и переживаниями. Иллюстрации ниже кликабельны

Читатели блога имели возможность ставить like под понравившимся им постом, делиться ссылкой на пост на других ресурсах, оставлять свои комментарии:

мацкевич13 мацкевич12

Также ресурс предполагает навигацию между  постами одного и того же автора, возможность просмотра всех постов одного автора на одной странице. Можно подписаться на уведомления и своевременно узнавать о новых публикациях, имеется мобильное приложение WordPress.

Выводы и опыт

Проект ведения онлайн дневника-блога практики показался обеим студенткам интересным и необычным. Были опасения ненароком поделиться внутренней информацией предприятий в сети интернет, хотя блог был доступен для чтения только преподавателям и студентам. Кроме того, студенты признались, что за ежедневными делами трудно было найти время для написания поста, а к концу недели впечатления от пережитых событий уже не были такими яркими, чтобы о них можно было интересно рассказать в блоге. Тем не менее, при написании отчета по практике студентам пригодились их собственные записи в блоге для ответов на вопросы практики.

Руководителю практики ведение студентами блога существенно облегчило задачу не только при защите отчета, но и при определении тем дипломных работ. А описанные в некоторых постах явления послужили основой для примеров на практических и лекционных занятиях в рамках изучения студентами младших курсов таких дисциплин, как «Основы менеджмента и организационное поведение» и «Стратегический менеджмент».

Ваш e-mail не будет опубликован.