Открытое образовательное пространство

Поклонская Ольга Григорьевна, старший преподаватель кафедры профессионального развития Института бизнеса БГУ в рамках проекта «IESED» (INNOVATIVE ICT EDUCATION FOR SOCIAL ECONOMIC DEVELOPMENT) программы ERASMUS+  посетила Университет Де Монфорт в Лестере (Великобритания).  Данная статья – рефлексия на общее впечатление от высших учебных заведений за рубежом. 

Мир изменился, а что изменилось в образовании?

С появлением сначала компьютеров, а потом планшетов и смартфонов изменилось представление как человек работает, общается, развивается, учиться.  И данный аспект не мог не наложить отпечаток на требования к учебному процессу в целом и к окружающей обстановке и оборудованию в частности. Концептуально переход к постиндустриальному, информационному стилю образования можно сравнить с переходом от административно-командной системы управления к демократической.
модели образования

Возможность с помощью информационных технологий организовать беспрерывный доступ к учебным материалам в режиме 24 часа/7 дней в неделю в любом месте, где есть интернет; новые педагогические технологии такие как «перевернутый класс»; проектное обучение, построенное на исследованиях; и, главное, организация учебного процесса с учетом потребностей ученика, – все это требует и другой организации пространства наших классов.потребности

Ведь сейчас мир изменился, а парты остались! Традиционный стиль «ряды парт» с преподавателем во главе позволяет «сидеть и слушать»; для групповой же, проектной работы лучше работает организация пространства по принципу «кластерные группы».

парты и свободное помещение

Опыт Университета Де Монфорт

Что же мы увидели в университете Де Монфорт  в Лестере? Отталкиваясь от потребностей учащегося, не только в аудиториях, но и в холлах, в библиотеке организованы места как для индивидуальной, так и коллективной работы. Например, так выглядит уголок для индивидуального чтения и самоподготовки:

кабина для индивидуальной работы

Кабины для малых групп в библиотеке и коридоре учебного корпуса:

кабины для коллективной работы

Оборудованные всем необходимым отдельные кабины и кабинеты для для видеоконференций с наставником или экспертом:

кабины для видео-конференций

Есть где присесть и обсудить общие проекты в группах разных размеров в холле:

в холле

«Когда речь идет о гибких классах в большинстве случаев думают о классных комнатах, как о местах с мебелью на роликах… Но для отличного учебного пространства вы должны учитывать акустику, цвет, свет, планировку, материалы, интерактивность, графику, вдохновение, технологии и многое другое.» (“Learning Environments for Tomorrow” course at the Harvard Graduate School of Education – Danish Kurani. https://kurani.us/ )

Открытое образовательное пространство обычно упоминается как «стиль обучения, включающий гибкость пространства, возможность выбора обучающимся сферы деятельности, разнообразие учебных материалов, интеграция различных учебных областей, работа индивидуально и в малых группах, а не только большими командами» (Psychological effects of the «Open Classroom». Review of Educational Research, 49(1), 71-85. http://dx.doi.org/10.3102/00346543049001071)

Наш опыт

В Институте бизнеса мы делаем первые шаги в этом направлении. В этом году оборудован класс с возможностью гибко изменять окружающее пространство: легкие стулья, мобильные столы, переносные кресла-мешки, оборудование для показа презентаций, розетки для подзарядки собственных мобильных устройств. В таком классе хорошо проводить занятия по изучению иностранных языков, психологии управления, практические кейсы по управлению персоналом.

наш класс

наш класс 2

Открытое образовательное пространство — изменяем стиль преподавания

Открытое пространство меняет стиль общение со студентами. С одной стороны, доказано растут взаимодействия в классе, с другой – студенты становятся более ответственными за свои действия. Но преподаватель должен сознательно планировать активности и занятие в целом применимо к помещению, в котором они проводятся.

Экономические причины, консервативность, присущая образованию в целом, не позволяют легко осуществить переход от модели образования индустриальной эпохи к модели образования, направленной на обучающегося.  Мы не знаем, чему будем учить студентов уже лет через 10, но мы должны создать такое окружение, которое позволит это сделать качественно.

Резюме:

Окружающее пространство класса, оборудование должны помогать исследовать, экспериментировать, постигать, творить, вдохновляться, делиться опытом и общаться, презентовать результаты своей работы.

Ваш e-mail не будет опубликован.