Применение проектного метода при изучении дисциплины “Технологии продаж”

Опытом применения проектного метода при изучении дисциплины «Технологии продаж» студентами экономических специальностей «Бизнес-администрирование» и «Маркетинг» делится преподаватель кафедры маркетинга Еловая Елена Михайловна

Образовательной целью в процессе изучения дисциплины “Технологии продаж” является дать не только специальный практико-ориентированный материал и опыт студентам, но и выработать у них последовательное методическое и критическое мышление.

Для реализации поставленной цели при преподавании дисциплины “Технологии продаж” успешно себя зарекомендовал метод проектов.

В рамках изучения дисциплины “Технологии продаж” необходимо рассматривать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для студентов, проблему, для решения которой им необходимо применить не только полученные знания, но и новые, которые предстоит приобрести.

Проекты по дисциплине “Технологии продаж” могут быть различного уровня и назначения: групповые (работы в малых группах или командах), используемые для объяснения нового практического материала и закрепления уже усвоенного; реализуемые студентами в качестве курсовых работ.

Проекты по дисциплине “Технологии продаж” выполняются при помощи blended-метода (смешанного обучения онлайн и офлайн) на интерактивной образовательной платформе LMS “Moodle” и в аудиториях университета. Как правило, учебная группа разбивается на малые группы (команды) по 4-5 чел. Поэтапные задания для выполнения проекта и методические рекомендации по его выполнению выкладываются оперативно на протяжении всего проекта еженедельно через учебный портал (LMS “Moodle”). Также студентам со стороны преподавателя обеспечена аудиторная и внеаудиторная (при помощи портала и чата) консультационная поддержка.

Работа над групповым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, обычно по длительности 8-12 академических недель, которые в укрупненном виде можно представить так:

  1. Проблемно-целевой этап (1-1,5 недели). Здесь необходимо:
    • выбрать студентов и темы, обсудить главные идеи, цели и задачи (что узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом);
    • в идеале, создать команды студентов для работы над проектом;
    • обсудить стратегию достижения поставленных целей;
    • организовать работу студентов на учебном занятии и во внеаудиторное время;
    • структурировать проект с выделением подзадач для определенных групп участников проекта, подобрать и изучить необходимые материалы;
    • провести планирование работы, выделить этапы и их задачи (подзадачи);
    • распределить задачи между студентами с учетом их интересов;
    • сформулировать уточненные темы проекта и определить его вид в завершенной форме, планируемые результаты и способы их решения, оформления.
  2. Разработка технического задания (1,5-2 недели). На данном этапе предполагается:
    • − отбор содержания;
    • − определяется примерный объем проекта;
    • − производится его предельная детализация;
    • − прописываются роли каждого участника проекта;
    • − сроки исполнения ими каждого вида работы;
    • − этап завершается составлением технического задания.
  3. Работа над проектом (6 недель). На данном этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ.
  4. Защита проектов и подведение итогов.  (1,5 — 2,5 недели). Сперва на данном этапе осуществляется:
    • − предпросмотр окончательной версии проекта;
    • − выявляются недоработки;
    • − намечаются пути устранения выявленных недостатков;
    • − готовится презентация и раздаточные материалы проекта (РР, 12-15 слайдов + видеоряд).

Здесь важно отметить важность выбора компетентного жюри проекта. Как правило, приглашаются опытные практики в области продаж, собственники бизнеса, а также преподаватели-новаторы по смежным дисциплинам.

Далее производится:

  1. Защита работы участниками проекта (презентации РР, видеоролики, раздаточные материалы и проч.);
  2. Готовятся со стороны преподавателя и жюри проекта рейтинги;
  3. Дается оценка проекту в соответствии параметрами внешней оценки проекта:
    • значимости выдвинутых проблем, адекватности их изучаемой тематике;
    • корректности используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
    • активности каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
    • характеру общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
    • необходимости и достаточности глубины проникновения в проблему; привлечения знаний из других областей;
    • доказательности принимаемых решений, умения аргументировать свои заключения, выводы;
    • эстетики оформления результатов проведенного проекта;
    • умения отвечать на вопросы жюри, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

От каждой группы требовалось:

  • Разбиться на малые рабочие группы (4-5 студентов);
  • Определить и прописать роли каждого участника в группе (например, руководитель группы (капитан), дизайнер (ответственный за оформление проекта, видео и презентацию), ответственный за маркетинг и продажи и т.п.);
  • Определить название группы и ее кредо (девиз);
  • Определить (что самое важное!) товар или услугу, которую команда будет продавать и продвигать;
  • И, что самое главное, товар должен был быть новым (т.е. такого пока нет в продажах на белорусском или же глобальном рынке / существующий товар с новой необычной надстройкой или функцией).

Пример одного из проектов: «Умные контактные линзы»

Подводя итог практическому применению проектного метода в рамках преподавания курса “Технологии продаж”, стоит отметить, что проектное обучение способствует развитию творческого мышления и навыков самостоятельной работы студентов любой формы и ступени обучения. Выполняя проекты, студенты развивают навыки мышления, учатся искать информацию, анализировать, экспериментировать, принимать решения, работать самостоятельно и в группах. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно.

Ваш e-mail не будет опубликован.