Проектная деятельность в рамках изучения дисциплины «Информационные технологии»

Мигачева Марина Евгеньевна,

старший преподаватель кафедры менеджмента технологий


По дисциплине «Информационные технологии. Базы данных и основы программирования» со студентами (специальность «Бизнес-администрирование», 1 курс, 2 семестр) практикуются различные активные формы обучения. Зачастую в рамках одного тематического блока используется интеграция нескольких форм. Данная практика позволяет существенно шире взглянуть на проблематику дисциплины, продемонстрировать ее практическую востребованность, активизировать полезную деятельность обучаемых (мотивированная, осознанная работа над практическими задачами), увеличить степень вовлечения студентов в рабочий процесс, позволить желающим получить дополнительную информацию и реализовать ее на практических заданиях.

По итогам курса ребята выполняют индивидуальный проект на тему «Проектирование и разработка базы данных для …» — каждый выбирает самостоятельно сферу, проблематику, объем задач и прочие критерии для работы, учитывая обязательные требования к проекту. Выбранные темы утверждаются на кафедре, представление и защита проекта проходит как форма экзамена. Подготовка проекта ведется весь семестр, формируя итоговую работу по мере изучения тем и отработки практических навыков на занятиях.

Проектная деятельность – достаточно сложный процесс, немаловажным является подготовка теоретико-практической базы знаний и навыков у обучаемых, а также правильная организация методической поддержки студентов в их творчестве. Для этого используются:

  • лекции для формирования базовых необходимых знаний, понятий, компетенций; данные знания позволят самостоятельно определить направления дальнейшего развития и степень сложности для самостоятельной работы;
  • лабораторные работы для отработки практических алгоритмов на различных упражнениях, что позволит использовать полученные навыки в дальнейшем при решении задач из предметной сферы проекта;
  • материал, размещенный на учебном портале, содержит описание задач, примеры реализации, базовые алгоритмы и прочий полезный материал для ознакомления, изучения, отработки;
  • консультирование или ответы на сопутствующие вопросы (это, пожалуй, самое сложное по насыщенности и сюжетному разнообразию – встречи на перерыве, письма на почту, вопросы на форум); к данному взаимодействию можно привлекать наиболее успешных студентов, так как, консультируя других, они получают незаменимый опыт поиска решений, выявления ошибок, взаимодействия по проблеме с партнером, сотрудником, заказчиком;
  • контроль на промежуточных этапах – подготовка проекта ведется в рамках управляемой самостоятельной работы, в рамках работы над проектом формируются три этапа (соответственно три промежуточные контрольные точки).

Промежуточные контрольные точки (УСР) предполагают следующее разделение задач:

  1. выбор темы проекта и проведение проектирования;
  2. создание базы данных;
  3. разработка пользовательского интерфейса и расширение возможностей через использование макросов.

К примеру, при организации работы в рамках первого УСР по разделу «Проектирование базы данных» используются лекции, лабораторные, форум, вебинар, работа в группе, активное обсуждение в свободном формате. Траектория взаимодействия следующая:

  1. Вводный лекционный формат для изучения ключевых терминов, рассмотрения практических примеров (включает совместное обсуждение в свободном формате).
  2. Лабораторные работы: формируются умения проектирования схемы базы данных в 3НФ, исходя из предметной сферы и задач.
  3. Форум: необходимо сформулировать условие задачи (каждый из обучаемых формулирует задачу, выступая в роли заказчика).
  4. На форуме необходимо разместить решение задачи (другой обучаемый предлагает вариант схемы данных для решения поставленной задачи).
  5. На очном занятии, в группе обсуждается условие задачи и ее решение (группы для обсуждения динамичны, так как каждый из студентов по одной из задач выступает как заказчик, а по второй как разработчик).
  6. В рамках вебинара, опираясь на опыт предыдущей деятельности, требуется выбрать тему индивидуального итогового проекта по дисциплине (каждый для себя на основе уже имеющегося опыта выбирает предметную область, формулирует задачу и описывает ее проблематику для последующей реализации).
  7. На форуме необходимо обосновать актуальность выбранной темы (каждый для своей выбранной темы формулирует причины, по каким его задача будет востребованной на рынке). Примеры реализации студентами данного этапа:


Актуальность базы данных для поставщика кровельных материалов (Лавринчук А.Р.)


Актуальность базы данных для стоматологической клиники «ДенталМед» (Кутень А.С.)


Актуальность создания базы данных для ресторана «Для друзей» (Павловец Е.А.)


Актуальность базы данных для картинной галереи «Без границ» (Малиновская П.Д.)

По итогам работы над первым этапом формируется презентационный материал, включающий тематику проекта, описание его актуальности и практической значимости, перечисляется и поясняется охваченная проблематика, формируется в графических нотациях схема данных, приведенная в 3НФ. На основе полученного опыта и созданного материала проводится анализ ошибок, корректировка существенных замечаний, доработка при необходимости или желании автора проекта. Второй этап позволяет создать по схеме базу данных, наполнить ее тестовым контентом, прописать решения для базовых задач обработки данных. Третий этап расширяет функционал за счет использования макросов и позволяет создать пользовательский интерфейс. В итоге формируется презентация для защиты проекта, а также файл базы данных.

Все описанное выше, имеет выход на:

    • индивидуализацию обучения (к обязательным базовым требованиям каждый определяет для себя самостоятельно направления усложнения и развития), при этом сохраняется фактор успешности (выполнение поставленных задач) и имеется демонстрация возможностей дальнейшего развития (более сложные проекты);
    • практический опыт (обучение не сводится к заучиванию теории и решению неких абстрактных задач, а совместная открытая защита проектов позволяет провести демонстрацию практического применения изученного материала в самых разнообразных предметных сферах);
    • мотивацию к обучению (сравнение своей деятельности с другими, );
    • формируются личностные компетенции, такие как умение планировать, ответственность, объективная самооценка, умение давать оценку деятельности других, навыки взаимодействия в группе (команде).

Немаловажным считаю тот факт, что защита проектов на экзамене может стать формой аттестации в новом видении: открытость проведения защиты (присутствует вся группа), демонстрация практического применения изученного материала в разнообразных интерпретациях (у каждого своя тема), вопросы по проекту, на которые должен ответить экзаменуемый, формат презентации результатов своего труда. Все это позволяет не просто подвести итоги, но продолжить формирование практического опыта, положительно мотивирует, формирует компетенции профессионального взаимодействия.

В результате деятельность в рамках изучения дисциплины минимизирует проблемы списывания (защита проекта проводится индивидуально и на вопросы нужно отвечать, а значит, понимать), развивает творческие навыки, формирует личностные и профессиональные компетенции, позволяет продемонстрировать связь изучаемого материала с сопутствующими дисциплинами, ориентировано на практическое применение полученных знаний.

Ваш e-mail не будет опубликован.