Проектное обучение при изучении советской повседневности

ЗУБАРЕВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Доцент кафедры международного бизнеса
Института бизнеса БГУ, кандидат исторических наук

Одними из важнейших целей при изучении интегрированного модуля «История» является формирование у студентов навыков исследовательской работы, умения критически мыслить, формировать выводы и собственное мнение, уметь работать в команде. Для реализации этих целей в первом семестре 2019-2020 учебного года студентам первого курса было предложено выполнить интерактивный проект, посвященный советскому периоду истории нашей страны.

На лекционных и семинарских занятиях по истории Беларуси особое внимание уделяется политической и социально-экономической истории белорусских земель (в основном государственной политике, социальным и экономическим процессам в различные эпохи). Выполнение интерактивного проекта предполагало обращение к истории повседневности советского общества, которая ставит своей целью исследование повторяемых и рутинных явлений, которые способствуют стабилизации социальных структур. В рамках такого подхода к пониманию истории повседневности преподавателем было предложено по-новому рассмотреть темы, которые долгое время находились на периферии исследовательского интереса историков: роль женщины в советском обществе, советское архитектурное наследие в Беларуси, политические репрессии, диссидентское движение, и др.

По итогам выполнения задания студенты должны были разместить на учебном портале проект в форме презентации, видео или инфографики и представить его для обсуждения на семинарском занятии.

Проверив выполненные задания можно сделать несколько выводов и замечаний по поводу реализации проектного метода в рамках интегрированного модуля «История Беларуси»:

  1. Необходимо корректно определить название тем исследовательских проектов и оказать помощь студенческим группам в определении целей и задач исследования. В случае, если студенты проявляют инициативу и предлагают свою тему, необходима обязательная консультация с преподавателем.
  2. Исторические проблемы ввиду специфики объекта и предмета исследования предполагают наличие противоположных точек зрения на те или иные исторические факты, что особенно отчетливо видно при изучении истории СССР. В условиях, когда студенты получают основную информацию из сети Интернет это создает предпосылки для подготовки материалов крайне субъективного толка, когда содержание и выводы исследований зависят от позиции в выдаче поисковых систем (Google и Yandex). Поэтому предложенные преподавателем темы должны быть обеспечены проработнным списком литературы и источников, учитывающим различные подходы к той или иной проблеме в историографии.
  3. Перед представлением материалов на семинарском занятии необходимо обязательное предварительное ознакомление преподавателя с подготовленными материалами для возможной корректировки содержания проекта.

Пример одного из проектов:

Ваш e-mail не будет опубликован.