Учимся мотивировать (на опыте личном и заимствованном)

Мацкевич Е.В.
МАЦКЕВИЧ ЕЛЕНА ВАДИМОВНА

Старший преподаватель кафедры международного бизнеса Института бизнеса БГУ

При освоении дисциплины «Introduction to management and organizational behavior» («Введение в менеджмент и организационное поведение») студенты-первокурсники изучают различные подходы к управлению организациями и людьми. Одним из самых значимых навыков для будущих менеджеров является умение мотивировать к труду, как себя, так и других. Существует более пятидесяти различных теорий мотивации, представленных в моделях сочетаний факторов, влияющих на мотивацию, и создающих условия, способствующие мотивации людей.

Не имея возможности практического применения изученных подходов эффективной мотивации, молодому менеджеру зачастую сложно разобраться во всех теоретических хитросплетениях, а тем более научиться использовать мотивационные модели в деле. Для облегчения освоения студентами данного материала были разработаны методические рекомендации к групповому проекту «Эффективность теорий мотивации».

Командам студентов предлагалось выбрать один из трех подходов к выполнению данного задания:

  1. Одна компания, несколько теорий мотивации. Выбрать компанию, провести индивидуальные беседы с несколькими менеджерами данной компании с целью выяснить, какие теории мотивации каждый из них использует при работе с подчиненными, насколько эффективны применяемые теории, в чем их преимущества и недостатки (по мнению как менеджеров, так и их подчиненных). Провести анализ эффективности хотя бы двух различных мотивационных моделей, используемых в данной компании. Дать рекомендации компании по повышению эффективности мотивации сотрудников (либо выбор одной из двух рассмотренных теорий, либо свой вариант).
  2. Несколько компаний, одна теория мотивации. Провести индивидуальные беседы с как можно большим количеством менеджеров различных компаний с целью выяснить, какие теории мотивации каждый из них использует при работе с подчиненными. Выявить одну модель мотивации, которая встречается среди компаний наиболее часто. Проанализировать ее эффективность, преимущества и недостатки (по мнению как менеджеров, так и их подчиненных) при использовании различными компаниями. Дать общие рекомендации касательно использования данной конкретной теории для мотивации сотрудников (либо предложить свой вариант).
  3. Серия экспериментов по применению моделей мотивации. Выбрать две модели мотивации, в эффективности которых студенты сомневаются. Осуществить ряд индивидуальных экспериментов по применению этих теорий мотивации. Подтвердить или опровергнуть гипотезу об их эффективности в различных обстоятельствах. Дать рекомендации касательно использования каждой из двух теорий в зависимости от ситуации.

Данное задание выдавалось студентам в форме видео-руководства, размещенного в курсе на портале Moodle. Каждый из трех вариантов выполнения задания сопровождался подробной поэтапной инструкцией.

Вариант 1 (одна компания, несколько теорий мотивации)

  1. Каждый член команды должен выбрать «своего» менеджера в компании и провести с ним/ней индивидуальную беседу/опрос. Это позволит команде собрать достаточно материала для анализа.
  2. Интервью с менеджерами следует записать на диктофон. Рукописный транскрипт бесед не требуется, однако, использование прямых цитат в презентации проектов приветствуются и поощряются.
  3. В случае, если менеджер не изучал бизнес-администрирование и не владеет терминологией (не знаком с точными названиями моделей мотивации), то студенты обязаны сами, на основе описания, определить, какая(ие) теория(и) используе(ю)тся данным менеджером.
  4. Чтобы выявить, насколько эффективны применяемые менеджерами данной компании модели мотивации, необходимо также опросить подчиненных (рекомендовано делать это анонимно).
  5. На основе информации, полученной, как от менеджмента компании, так и от подчиненных, необходимо определить самую эффективную/наименее эффективную модель мотивации и предложить пути повышения мотивации сотрудников в данной компании (как лучше использовать уже применяемые теории, какие еще теории можно использовать). Объяснить свой выбор.

Вариант 2 (несколько компаний, общая теория мотивации)

  1. Каждый член команды должен опросить одного менеджера из выбранной им/ею компании и провести с ним/ней индивидуальную беседу/опрос. В случае невозможности организации собеседований с менеджерами различных компании, провести интервью с менеджерами разных отделов одной и той же компании.
  2. Каждое интервью с менеджером следует записать на диктофон. Рукописный транскрипт бесед не требуется, однако, использование прямых цитат в презентации проектов приветствуются и поощряются.
  3. Полученные индивидуальные результаты должны быть представлены на собрании команды. Команда должна выявить одну теорию мотивации, которую используют сразу в нескольких (двух и более) компаниях. Если названия теорий в записях бесед с менеджерами не фигурируют, команда должна по описанию догадаться, о какой теории идет речь.
  4. Далее членам команды, менеджеры компаний которых применяют одну и ту же модель мотивации, следует провести дополнительные беседы с подчиненными ранее опрошенных менеджеров на тему применениях их руководителями той самой повторяющейся из компании в компанию теории мотивации, с целью определить ее эффективность.
  5. На основе полученной информации необходимо проанализировать эффективность наиболее распространенной теории для применения ее в различных компаниях (подходит для всех компаний/не подходит для старт-апов, почему).
  6. Разработать рекомендации для каждой компании в отношении наиболее эффективного использования распространенной теории (отказа от ее использования в пользу другой теории).

Вариант 3 (две теории мотивации, ряд экспериментов по использованию)

  1. В команде обсудить все изученные в рамках курса модели мотивации и выбрать две, которые кажутся «сомнительными».
  2. Разработать вопросы исследования/гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты серией индивидуальных экспериментов по применению двух «сомнительных» теорий мотивации в различных обстоятельствах.
  3. Обсудить заранее, в каких обстоятельствах наиболее вероятна эффективность каждой теории и согласовать, как будут создаваться условия для проведения индивидуальных экспериментов.
  4. Поскольку мнения членов команды относительно эффективности той или иной теории в различных сценариях могут отличаться, члены команды в праве самостоятельно решать, в каких именно условиях им проводить свои индивидуальные эксперименты. Различия обстоятельств позволят получить более полную картину эффективности в зависимости от условий.
  5. По окончании экспериментальной фазы членам команды необходимо поделиться индивидуальным опытом проведения экспериментов, и обсудить, как каждая теория «(не) сработала» в тех или иных обстоятельствах.
  6. Команде необходимо приложить усилия к тому, чтобы определить схожесть обстоятельств и условий экспериментов, и сделать выводы по эффективности применения каждой из теорий. Если подобное трудноосуществимо, эксперименты необходимо продолжить.
  7. В заключение, на основе полученного опыта команда должна ответить на вопросы исследования, подтвердить/опровергнуть гипотезу об эффективности каждой из исследованных моделей мотивации в различных условиях.

Результаты проекта представляются в форме групповой презентации, отвечающей ряду требований:

  • Все члены команды должны участвовать в презентации проекта. Отсутствующие обязаны оговорить с преподавателем сроки индивидуальной сдачи проекта.
  • Лимит времени на презентацию составляет 15 минут. Дополнительные 5 минут отводятся на вопросы из аудитории (оцениваются преподавателем индивидуально).
  • Каждая презентация должна начинаться с приветствия присутствующих в аудитории, представлением членов команды, представлением темы проекта, этапов презентации, выбранного подхода к выполнению проекта (один из трех вышеописанных вариантов).
  • Представление компании/менеджера(ов) (объекта исследования).
  • Определение предмета исследования (модели(ей) мотивации).
  • Рассказ о том, как проходили беседы с менеджерами/подчиненными.
  • Представление результатов проекта (с использованием цитат из бесед в поддержку выводов).
  • Заключение об эффективности модели(ей) мотивации.
  • Рекомендации для менеджеров/компаний/ситуаций.
  • Вопросы и ответы.

По окончании раунда вопросов и ответов каждый студент из аудитории должен оценить качество выступления команды и представленного проекта, заполнив на портале Moodle форму оценки презентаций одногруппников. Оценка команде выставляется на основании файла презентации (своевременность сдачи, соответствие требованиям к этапам выполнения данного задания) и баллов, полученных через форму оценки презентаций одногруппников. Индивидуальные оценки за проект дифференцируются на основании качества участия каждого студента в раунде вопросов и ответов.

Примеры групповых презентаций

Ваш e-mail не будет опубликован.