«Управление рисками» предприятия в режиме реального времени на примере бизнес-симуляции «Эпидемия гриппа»

Мацкевич Е.В.

МАЦКЕВИЧ ЕЛЕНА ВАДИМОВНА

Старший преподаватель кафедры бизнес-коммуникаций Института бизнеса БГУ

В повседневной жизни все мы сталкиваемся с множеством различных рисков и, в большинстве случаев, интуитивно знаем, как поступить в той или иной ситуации, дабы избежать, или хотя бы минимизировать негативные последствия риска. Однако далеко не каждая организация считает необходимым выделять управление рисками в отдельную функцию. Зачастую ответственность за возможные риски для отдельных функций предприятия лежит на руководителе структурного подразделения, риски рассматриваются обособленно и работа с ними не носит интегрированного характера. Немногие компании могут похвастаться наличием отдела или департамента управления рисками, ведением реестра рисков предприятия, соблюдением системы менеджмента рисков или хотя бы разработкой плана обеспечения непрерывности деятельности предприятия. Поэтому и студентам при изучении дисциплины «Управление рисками и страхование» бывает сложно осознать важность умения определять возможные риски для организации, оценивать их значимость и вероятность ущерба от их реализации, сообща выбирать стратегию реагирования и устранения последствий риска.

Функциональная бизнес-симуляция «Эпидемия гриппа» (оригинальная версия Camden Primary Care Trust, сентябрь 2006) позволяет создать в учебной аудитории имитацию деятельности предприятия в условиях реализации риска эпидемии гриппа. Цель симуляции — сосредоточить внимание студентов на принятии решений в узкой функциональной области управления риском, возникшим по причине отсутствия на рабочем месте специалистов, отвечающих за осуществление важнейших функций предприятия. На протяжении игры основной задачей студентов является сохранение непрерывной деятельности организации в условиях резкого и непредвиденного снижения численности персонала.

Перед началом симуляции студенты формируют команды из 3-8 человек. Сформированные команды могут самостоятельно выбрать сферу и род деятельности своей (воображаемой) организации, определить наиболее важные функции для успешной деятельности данной компании и распределить ответственные должности среди членов команды.

Продолжительность самой игры в среднем составляет от 45 минут до 1 часа. Возможно увеличение продолжительности при необходимости уделить больше времени на принятие командами стратегических решений по управлению риском на разных этапах игры. Кроме того, по завершению 15-ти раундов игры студентам дается время на анализ результатов и подготовку небольшой презентации по итогам игры с представлением разработанного ими плана сохранения непрерывности деятельности предприятия в условиях реализации подобного риска.

При проведении игры преподавателю отводится роль Ведущего. Бизнес-симуляция осуществляется в несколько этапов.

Этап 1. Подготовка

Преподавателю необходимо предварительно подготовить копии (по количеству команд) следующих материалов:

  • график отсутствия сотрудников;

график отсутствия

  • бланки статистических данных о вероятности заболевания на отдельных этапах развития эпидемии гриппа;

статистика вероятности заболеваний

  • карточки непредвиденных событий, 15 штук (по одной для каждого раунда/недели эпидемии);

карточка события

  • игральные кости (мобильное приложение Dice), ручки/карандаши.

Этап 2. Подготовка команд

Команды получают копии графиков отсутствия сотрудников, бланков статистики заболеваемости, игральные кости (мобильное приложение Dice) и ручки/карандаши.

  1. Команды выбирают тип организации, анализируют важнейшие функции для бесперебойной работы данной компании, распределяют роли ответственных за осуществление данных функций. (Пример: производственная компания; основные функции: закупки, производство, маркетинг, логистика, работа с клиентами; ответственные: менеджер по закупкам, главный инженер, маркетолог, логист, менеджер по работе с клиентами)
  2. Команды определяют ответственного за заполнение графика отсутствия сотрудников и вносят данные в шапку таблицы 1.

Этап 3. Начало игры

Каждый раунд игры соответствует одной неделе эпидемии гриппа. Вероятность заболевания увеличивается с каждой последующей неделей.

В начале каждого раунда Ведущий оглашает критерии вероятности заболевания на этой неделе (таблица 2). Игроки по очереди подбрасывают кости в соответствии с требованиями колонки 3. При выпадении количества баллов, соответствующих критерию, указанному в колонке 4, игрок «заболевает» и будет отсутствовать на рабочем месте текущую и две последующие недели. Данная информация отмечается в графике отсутствия сотрудников (таблица 1).

*Если студент исполняет две роли (при количестве важнейших функций предприятия, превышающем количество студентов в команде), то подбрасывать кости необходимо для каждого сотрудника (роли) отдельно. Так, если один игрок бросает кости за бухгалтера и за маркетолога, и при этом результат (за) маркетолога соответствует критерию вероятности заболевания, то в графике отсутствия сотрудников отмечается, что в ближайшие 3 недели на рабочем месте не будет маркетолога. При этом студент, исполняющий данную роль, продолжает участие в игре в роли бухгалтера (пока или если не заболеет).

По истечении трех недель (текущего раунда и двух последующих) сотрудник возвращается на работу, но больше не участвует в розыгрыше шанса на заболевание, поскольку приобретает иммунитет к гриппу. Другими словами, игрок, исполняющий данную роль, более не подкидывает кости для данного сотрудника.

В конце каждого (1-14) раунда, после того, как все сотрудники по очереди подкинули кости, Ведущий зачитывает командам Карточку непредвиденного события для данного раунда. Карточки непредвиденных событий (КНС) представляют собой внешние обстоятельства, возникшие по причине эпидемии гриппа, которые могут повлиять на присутствие сотрудника на работе (карантины, недостаток топлива в городе и т.д.). Если сотрудник соответствует критериям КНС для данного раунда, его отсутствие необходимо также отметить в таблице 1 (желательно специальным символом или другим цветом). Сотрудники с иммунитетом к гриппу не защищены от КНС. КНС исключает сотрудника из игры ровно на одну неделю. Однако студенты должны понимать, что в реальной жизни влияние непредвиденных событий невозможно предугадать и ограничить каким-то определенным отрезком времени.

После каждого раунда командам необходимо обсудить следующие вопросы:

  1. Как отсутствие каждого из сотрудников повлияло на деятельность предприятия на этой неделе, и какие последствия будут иметь еще две недели отсутствия?
  2. Как внешние обстоятельства (КНС) повлияли на работу предприятия?
  3. Как предприятию оставаться на плаву и выполнять свои обязательства при отсутствии сотрудников, отвечающих за важнейшие функции?
  4. Как предприятие могло подготовиться заранее к данным обстоятельствам?

По завершении всех 15-ти раундов игры Ведущий предлагает командам обдумать следующие вопросы:

  1. Как каждая команда справлялась с последствиями эпидемии на протяжении игры? Удалось ли им найти решение проблемы недостатка персонала на каждом этапе игры? Какие приемы и техники команды использовали, чтобы снизить негативные последствия риска (эпидемии)?
  2. О каких решениях команда жалеет, и что бы они сделали иначе?
  3. Как подготовить компанию к реализации подобного риска в будущем?

В завершении командам предлагается коротко выступить перед аудиторией, поделиться своим опытом нивелирования негативных последствий эпидемии, выводами о том, как можно было поступить иначе на отдельных этапах игры, а также представить подробный план сохранения непрерывности деятельности предприятия во избежание негативных последствий реализации подобного рода риска в будущем.

Вышеописанная бизнес-симуляция нравится студентам за счет своей динамичности, использования факторов неожиданности, необходимости быстрого принятия решений в критических для предприятия ситуациях, а также наличия момента соревновательности. Кроме того, по окончании игры особый интерес для студентов представляет сравнение разработанных командами стратегий сохранения непрерывности деятельности компаний из разных секторов экономики.

Ваш e-mail не будет опубликован.