Часть 2. Чем может быть полезен скрайбинг в обучении?

Вместо эпиграфа:
Скрайбинг – это рассказ просто о сложном с помощью анимированной истории. Подробнее про скрайбинг лучше один раз увидеть и услышать! Поэтому «Что такое скрайбинг?» смотри здесь.

Продолжение. Часть 1 см.

Начнем с примера. Допустим, вам надо разъяснить смысл пословицы «Трусливый друг опаснее врага». С чего вы начнете? А если объяснить ее вам нужно маленькому ребенку? А если этому ребенку 5 лет?

Скорее всего, вы начнете придумывать историю, которая наглядно продемонстрирует смысл этой пословицы: врага ты и так опасаешься, а на друга полагаешься, и как раз в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести. А чтобы пятилетний малыш понял эту замысловатую пословицу, вы вашу историю, скорее всего, «переложите» на конкретный пример, где действующие лица такие же пятилетки, а ситуация, в которую они попали, такая реальная, что запросто может произойти с вашим непонятливым малышом хоть завтра.

Что демонстрирует этот пример? Когда мы хотим что-то объяснить быстро и доходчиво, то лучше всего это удастся с помощью рассказанной истории (а это и есть скрайбинг!). А чтобы придумать эту историю мы проделали огромную невидимую работу нашим мозгом – мы вошли в контекст:

— Мы выделили три персонажа: героя истории, его врага и его трусливого друга.

— Мы смоделировали различные ситуации: когда мы врага и так опасаемся и когда мы попадаем в ситуацию, когда трусливый друг в трудную минуту испугался и нас подвел.

— Мы разрешили возникшее противоречие – показали идеальную модель настоящего друга.

Придумывая эту историю, мы вышли за рамки того, что непосредственно прочли в тексте пословицы, мы выделили СМЫСЛЫ и ПЕРЕДАЛИ их. А предназначение скрайбинга – рассказ просто о сложном с помощью анимированной истории – именно в передаче смыслов. Причем, в очень доступной форме – анимированной истории.

Таким образом, скрайбинг может использоваться в обучении с двойной целью:

— С целью рассказать просто о сложном в легко воспринимаемой форме.

— Сформировать умение выходить за рамки того, что видим , т.е. уметь выделять смыслы.

Второе умение достаточно актуально для современного человека, так как сегодня большинству людей свойственно поверхностное мышление, когда: восприятие окружающего мира происходит в режиме «смотрю на дом — вижу дом». А для того, чтобы понимать смыслы, нужно выходить за рамки того, что видим. В этом случае задание «создать скрайбинг» позволяет формировать очень нужную сегодня компетенцию. Причем, нужную не для конкретного вида деятельности, а для процесса научения в целом.

Ведь, чтобы создать скрайбинг, мы начинаем именно с диагностики смыслов. Мы пытаемся расшифровать то или иное понятие/явление/процесс, как в нашем примере про трусливого друга. Затем, мы выделяем контекст. Далее устанавливаем значимые взаимосвязи. Переходим к поиску изменений, возникающим в связи с объектом нашей истории. Так появляется сценарий скрайбинга.

Далее идет анимирование созданной истории. Что это дает? Во-первых, это очень удобная форма для взаимодействия с сознанием. Ведь построение визуального образа – картинки – не только отлично управляет вниманием, но и вызывает неподдельный интерес.

Помимо этого, звуковое сопровождение истории позволяет выстроить визуальные якоря для смысла каждой фразы. Это происходит на стадии озвучивания, когда мы каждой произносимой фразе ставим в соответствие: либо объект из контекста; либо взаимосвязь; либо изменение связей и контекста.

Таким образом, мы получаем скрайбинг – достаточно короткую и емкую конструкцию, которая транслирует не просто визуальные образы и звуки, а в легко усваиваемой форме быстро доносит нужные смыслы.

Можно говорить о том, что создание скрайбинга — это ФИТНЕС ДЛЯ МОЗГА. Человек тренирует свой мозг мыслить системно, видеть взаимосвязи. У него пропадает поверхностный взгляд на окружающее. Он открывает для себя новые возможности.

Сейчас, когда мы тонем в потоках информации, скрайбинг позволяет информацию превратить в смыслы, а воспринимать их станет легче.

Продолжение следует…

Ваш e-mail не будет опубликован.